Главная > Проекты > Особое мнение по госзакупке НИР «..состояние оз.Неро…» в Ярославской обл.

Особое мнение по госзакупке НИР «..состояние оз.Неро…» в Ярославской обл.

Башн.ЯкМон

Особое мнение по госзакупке НИР «Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации».

 

Автор: инженер-мелиоратор В.И.Рывкин, г.Ярославль, пр-т Ленина 25-17

 

Контакты: 89036387070, E-mail 2517.61@mail.ru, www.doctor-yaro.ru

 

Исходные данные: материалы госзакупки НИР, ПСД «Реабилитация оз.Неро», Госэкспертиза, ГЭЭ, материалы обследования освоения 1-ой очереди объекта «Реабилитация оз.Неро» 147млн.р.

 

Анализ:

 

1.       Качество НИР зависит от компетентности исполнителя и Тех. задания утверждённого заказчиком. В материалах госзакупки отсутствует обоснование на необходимость её выполнения. Недопустимо ретушировать причину остановки освоения миллиардного объекта «Реабилитация оз.Неро…». Очевидно, что необходимость НИР назрела, как получение руководства для решения вопроса совершенствования регулирования уровня водоёма и оптимизации освоения бюджетных средств. Эксплуатацией плотины занимается ГУ «Ярославмелиоводзхоз».  Закупкой не поставлен вопрос о соответствии фактических параметров эксплуатации ГТС с паспортными и определение накопленного экологического ущерба, в т.ч. и от несовершенной эксплуатации недостроенного объекта плотина/дамба с 1988г.

 

2.       ТЗ (НИР), далее госзакупка, не в полной мере увязана с планируемым объёмом финансирования на освоение объекта, сроками корректировки ПСД и последующим освоением объекта «Реабилитация оз.Неро». Правительство ЯО продекларировало завершение освоения объекта 2020г. При таких планах, ни какие рекомендации НИР и освоение объекта, как локальные краткосрочные меры без программы оздоровления водоёма и профессионального управления не приблизят к достижению цели «Реабилитация озера». В госзакупке отсутствует связь между целью и поставленными задачами.

 

3.       Заказчик и исполнитель при подготовке закупки сочли ранее выполненные НИР по оценке состояния оз.Неро (заказчик Департамент ООСПП ЯО 2011-2013г.г.) не подходящими материалами для использования в существующей работе. Вывод подтверждён заявлением участников комиссии УФАС по ЯО на данной закупке (господа Герасимов, Шведова). Ректор ЯрГУ А.И.Русаков имеет исключительно противную позицию. НИР от ЯрГУ определили некоторые ключевые направления мероприятий по оздоровлению водоёма, что должно было повлиять на сокращение био задач в ТЗ. Есть основание считать госзакупку расточительной.

ссылки на НИР ЯрГУ:

http://ibiw.ru/upload/disser/ref_sidelev.pdf

http://www.rd.uniyar.ac.ru/upload/rd/nir/Otchet_2011.pdf

Прочие материалы:

http://doctor-yaro.ru/archives/378

http://www.morkniga.ru/p825227.html

Недостаточен объём прикладных научные исследования для определения режимов регулирования уровня озера и т.д. В ТЗ отсутствует ключевая задача моделирование поверхностного стока.

 

4.       Отсутствует вопрос связи озера и побережья, как водохозяйственного комплекса, градостроительных проектов, это:

 

А) В рамках концепции ФЦП корректировка ПСД по оз.Неро должно иметь место определение приоритетных мероприятий: увеличение проточности/водообмена, берегоукрепление Ростова Великого, устройство рыбоходного канала для восстановления миграции, восстановление маломерного судоходства с выходом в Волгу (для туризма в историческом центре Золотого кольца, осуществления охоты и рыбаоки), где можно увязать в один комплекс ГТС: шлюз/ рыбоход/необходимый резервный водосброс. Такой опыт есть в Ивановской обл. на р.Теза. Особое внимание нужно было уделить обоснованию необходимости спрямления русла в нижнем бьефе на реке Которосль, которая является причиной подтопления Ростова Великого в 2013г.

При модернизации (реконструкции) построенных отстойников под осаждение пульпы, они могли бы частично использованы под отстойники городской ливневой системы, частично под застройку, частично под депонирование сапропеля.

Б) Прочие мероприятия. Системное извлечение сапропеля и его применение в АПК (программы МСХ), загрязнённые илы могут быть извлечены в отдельные карты для улучшения берегового рельефа/застройку с экономией на рекультивации за счёт частных инвесторов. Привлечение инвесторов требует публичности намерений. Требует оценки актуальность строительства очистных сооружений на районном полигоне ТБО имеющем сброс в озеро. Достижение успехов в программе «Чистая Волга» невозможна без качественного содержания/эксплуатации притоков, таким механизмам эксплуатации озером на постоянной качественной основе д.б. уделено особое внимание.

5.       В закупке нет задания на эколого-экономического обоснования достижения цели. Оптимистичный вариант, это разработка долгосрочной программы при управлении объектом ФА Росводресурсы, т.е. создание структуры для эксплуатации водоёма с переводом на её баланс и всех ГТС.

 

6.       В ходе освоения 1-ой очереди объекта «Реабилитация оз.Неро» 147млн.руб. Заказчик определил переплату 47млн.руб, а вместе с затратами на проверку – 54млн.р. Заказчиком упущен вопрос определения Эко ущерба при освоении 1-ой очереди, в частности по нарушениям технологии расчистки русла р.Сара, где плавающим экскаватором выгружался жидкий грунт на прибрежную полосу без элементарной одамбовки.

Ссылки: http://doctor-yaro.ru/archives/3583

Вместе с тем, не уделено должного внимания выбору рационального варианта возмещения ущерба рыбным запасам к корректировке ПСД. К существующей ПСД приложено обоснование ущерба на 65млн.р., где по согласованию с МОКТУ предусматривается выпуск малька сазана до 22млн.штук в Волгу в границах г.Ярославля. При этом формально всё соответствует НПА, но упущен фактор замкнутости акватории озера – нет миграционного пути с Волги и обратно, о чём никто не побеспокоился, при таком сценарии эффективность возмещения рыбных запасов для озера отсутствует. Необходимо определить способ восполнения рыбных запасов, где как варианты – устройство рыбохода, вложение средств в организацию станции по развитию/восполнению рыбных ресурсов непосредственно на оз.Неро.

Не определена задача оценки нанесённого экологического ущерба от  несоответствующего паспортному регламенту управления плотиной с каналом. За период более 5 лет канал забитый сплавиной создавал подпор снижение проточности, что вызывало ухудшение водообмена, качество воды и зарастание акватории.

7.     В закупке стоит вопрос, – что делать с картами намыва. Из задачи следует, что в НИР необходимо выполнить строительную экспертизу качества ПСД и освоения, и обоснование перспектив карт, на что д.б. требование допуска профильного подрядчика, без таковых выводы нельзя считать обоснованными. Либо выделить строительную экспертизу ПСД в отдельную закупку.

8.     Заказчиком не поставлена задача в целом по содержанию/качеству  ПСД, как единого проекта с последовательным набором мероприятий. Постановка вопроса о корректировке некорректна без полной экспертизы ПСД. Упущено условие рассмотрение факта расхождения данных госэкспертизы и ПСД по основным Тех. Параметрам, где в Госэкспертизе площадь карт намыва -1,65млн.м2, а в ПСД -750тыс. м2. Ключевые мероприятия существующей ПСД требуют особой оценки, это процессы седиментации пульпы и стыковка с графиком строительства, и т.д.

9.     Госзакупкой не поставлен вопрос о компетентности ГЭЭ на отвод участков в зоне ООПТ,  ГЭЭ не соответствует 174-ФЗ, где за альтернативный вариант принят нулевой.

Ссылка на ГЭЭ https://cloud.mail.ru/public/Kt4d/panooeYPX

10.       Для определения необходимости корректировки не поставлен вопрос о проверке в пойме очагов заболеваний туляремии и малярии, прочих негативных явлений. Нет раскрытия проблематики экологической безопасности, микроклимата влияющих на качество жизни  и здоровье жителей населяющих побережье озера в среднесрочной и долгосрочной перспективах. ТЗ не ставит столь важный вопрос обоснования влияния заболоченности поймы и уровня грунтовых вод побережья, задачи его восстановления/улучшения/управления, зонирования территорий, совершенствования поверхностного стока. Сохранение  водоёма требует моделирование оптимальных географических характеристик побережья, проектирования зелёного каркаса и т.д.  По сути настоящая НИР должна содержать в себе больше чем обоснование, практически здесь д.б. и ОВОС к ГЭЭ на новый проект с альтернативным и нулевым вариантами мероприятий оздоровления (см. 174-ФЗ) с учётом вопросов по водосборной площади, извлечения сапропеля для АПК, развития населёнными пунктами и прочими территориями на принципах бассейнового управления.

11.      Госзакупка не имеет сметы с разбивкой по главам и разделам НИР, что усложняет контроль оценки/приёмки работы. Такой порядок не позволяет определить/взыскать ущерб по некачественным/непринятым разделам.

Выводы:

Причина остановки освоения объекта «Реабилитация озера Неро…» есть приход к пониманию наличия системных ошибок. При этом в закупке отсутствует требование разбора ошибок в части прохождения госэкспертиз и ГЭЭ, инженерные просчёты, эффективность метода возмещения эко ущерба, инженерных решений, прозрачность освоения.

 

Озеро Неро с момента ввода новой бетонной плотины с каналом в 1988 года окончательно перестало быть естественным водоёмом. Сегодня это озеро-водохранилище с «запущенным» режимом регулирования, ввод плотины в 1988г. имеет незавершённый статус. Озеро Неро не является эталонным природным объектом для акцентирования именно региональных бюджетных средств в интересах потребностей академических институтов в фундаментальных научно-исследовательских работах, тем более ключевое целеполагание закупки это обоснование предлагаемых мер при их финансировании в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ…», что далеко не есть НИР для реабилитация ООПТ. С одной стороны закупка должна учитывать концепцию ФЦП, в т.ч. и в части социальной направленности, а с другой стороны не ограничиваться рамками ФЦП, т.к. реабилитация озера не возможна без комплексного подхода на принципах бассейнового управления, что выходит за рамки концепции ФЦП. Для оценки тех или иных предлагаемых мер реабилитации озера моделируются русловые процессы выстраивается масштабная программа управления ландшафтом, однако такие важные задачи должны быть. Закупка не должна была касаться оценки качества строительных работ освоения 1-й очереди, т.к. в порядке ведения следствия ФСБ, было выполнено инженерное обследование объекта, материалы представлены Правительству ЯО.

В закупке не поставлена задача ранжировать мероприятия, учитывая дефицит бюджета: увеличение проточности, берегоукрепление, совершенствование рельефа берега, необходимость в рыбоходе с последующим мониторингом, дублирующий канал для обеспечения расчётного стока, обеспечение транспортного пути из озера в Волгу, с учётом развития мощного Туристического потенциала исторического водного пути, рекреация, здоровье населения, социальные потребности (рыбалка, охота).

Закупкой упущена оценка проблемы обмеления: исходя из настоящего состояния озера Неро, ежегодных донных отложений образуется около 150тыс.м3. Через 100лет водоём окажет существенную нагрузку на жителей побережья, в т.ч. будет потерян не просто п.г.т. Ростов Великий, а туристический центр Золотого кольца. Недопустимо идти по пути минимизации мероприятий, руководствуясь парадигмой «он же памятник», «на наш век хватит и т.п.

Закупка есть непродуманная стратегия управления водоёмом. Исходя из выделенного бюджета в 12млн. рублей нужно было поставить задачу разработки концепции/приоритетов, бизнес-плана, стратегии, нового проекта, новый порядок управления объектом.  Закупка не раскрывает перспективы хозяйственно-экономического управления объекта имеющего особое место в СЭР Ростовского МР. Важно было показать сравнительный эколого-экономический анализ вариантов концепций сохранения озера, где:

1-й вариант. Условное сохранение озера для научной работы;

2-й вариант. Озеро для человека, СЭР.

При отсутствии сравнительного анализа непозволительно принимать заключение НИР за основу/истину, как единственно верный путь сохранения озера Неро. Наставление Президента РФ В.В.Путиным, – «нужно смотреть в будущее» проигнорировано.

Очерченные критерии определения ТЗ к НИР и требований по профессиональным компетенциям подрядчика привели не более чем к заказанным итогам, т.е. по формальным признакам результат НИР соответствует ТЗ.

 

Закупке можно дать оценку:

1. Есть позитивные задачи, это определение зон с загрязнёнными илами, участков с качественным сапропелем, глубины, плотность водорослей и планктона, качество воды, рыбные запасы, характеристики сапропелей, ориентировочный набор мероприятий и т.п.

2.Для последующего пересмотра ПСД «Реабилитация оз.Неро» НИР недостаточна. Отсутствие экономической стратегии, принципов и механизма управления объектом делает преждевременным разработку/корректировку проекта с последующим освоением и его эксплуатацией. Основные мероприятия и их объём не представляется возможным определить.

3. Потерян год и значительная часть бюджетных средств.

4.За результаты закупку должны отвечать и Заказчик и подрядчик/субподрядчик, т.к. ТЗ и НИР есть связанные продукты их соучастия.

 

Предлагается:

1. Рекомендовать ФА «Росводресурсы» и Правительству ЯО обосновать и довести вопрос управления озером Неро до кардинальных решений, а затем переходить к проектированию и т.д.

2. Проектирование необходимо разбить на 2 этапа:

А.Изыскания, исследования (прикладная наука), обоснование.

Б. ПОС, сметы, т.д.

3.Проект «Реабилитация оз.Неро» д.б. интегрирован в СЭР региона и мультиплицировать развитие смежных сфер экономики, территорий и инфраструктуры, туризм, создание эко парков и т.п.

4.Освоение объекта (закупку) разбить на лоты, разделив объёмы работ по участкам и несвязанным между собой мероприятия в соответствии с 44-ФЗ для обеспечения на аукционах прозрачной конкуренции/экономической интереса у подрядчиков, достижения максимального качества работ, экономии бюджетных средств, в частности: возмещение ущерба рыбным запасам, восстановление работы плотины (по согласованию с балансодержателем), резервный водосброс, шлюз, рыбоход, одамбовка берега Ростова Великого, дноуглубление акватории, спрямление русла, реконструкция карт намыва и т.д.

5. Для выработки дорожной карты и исправления недостатков необходимо назначить независимого куратора способного оценить и соизмерить необходимые меры по подготовке проекта и последующего освоения.

ссылки на госзакупку НИР:

http://doctor-yaro.ru/archives/4241

http://zakupki.gov.ru/epz/order/quicksearch/search_eis.html?searchString=0171200001917000579&pageNumber=1&sortDirection=false&recordsPerPage=_10&showLotsInfoHidden=false&fz44=on&fz223=on&af=on&ca=on&pc=on&pa=on&currencyId=1&sortBy=UPDATE_DATE

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0171200001917000579

 

Инф-я о госконтракте:

http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2760206056017000019

в т.ч. штрафные санкции   http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2760206056017000019

Требование об уплате штрафа

Публичность/доступность итогов НИР и Рецензии позволит более подробно рассмотреть качество НИР.

Отзыв на НИР https://cloud.mail.ru/public/CVFm/WEeff5Jmb

 

 

 



Поделиться



Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий

Создание сайта - студия веб-дизайна WM
Refo.ru - русские сайты
Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости
Каталог Оптиме: поисковый каталог сайтов.
Система управления сайтом SiteAdmin