Уважаемый Семён Романович!
Смею считать, что Ваше письмо от 11.01.2016 №03-14-50/ 0064-05 и прилагаемый ответ Росводресурсов не нашли понимание у Губернатора ЯО на настоящий момент. Судя по выступлению губернатора на местном ТВ – всё хорошо.
- Реабилитации оз.Неро –уникальный объект, так считает зам. Председателя Правительства ЯО г-н Шилов курирующий эко сектор, а значит в соответствии с 174-ФЗ проект должен пройти ГЭЭ федерального уровня. С этим сложно не согласиться.
- По свежим данным в ФАВР (МПР) есть подтверждение финансирования 300млн. на данный объект в 2016г.
- Закупка первого этапа на 143,8млн.р. провальна, не исполнена и имеет непрозрачность, т.к. в условиях указаны гидромеханизированные работы в объёме 142тыс.м3 с доп. перекачкой в карты, что заведомо в зиму неисполнимо. Реально освоено менее 15млн., подписана около 70млн.р. По данным Заказчика, контракт на первую очередь продлён до 1марта, но не будет исполнен, т.к. –ЗИМА! Это говорит не только о некомпетентном управлении Проектом, но и нечто большем. Страшно представить, что произойдёт если на следующую очередь подрядится новая некомпетентная компания не представляющая, как ненадёжно в снегопад был уложен мёрзлый грунт в дамбы, как ненадёжно запроектированы дамбы обвалования карт намыва (отсутствие расчёта устойчивости, конструктива, расчёта на устойчивость по фильтрации, устойчивость от внешней нагрузки при вероятном половодье, т.к. зона размещения карты №2 в зоне подтопления, такое подтопление было в Ростове в 2013г. К сожалению, наличие формальных экспертиз (о качестве экспертиз ранее указывал), но не в полном объёме обеспечило финансирование первой очереди.
- Смею полагать, что Заказчик вновь некомпетентно (либо иное) представил заявку на финансирование 2016г. без наличия повторной стройэкспертизы и ГЭЭ фед. уровня в связи с тем, что изменены проектные решения (см. раздел Том 5 ПОС лист 21: слой 0,4м остаётся во временных картах на постоянной основе), т.е. меняется назначение карт, они переходят из временных с полной рекультивацией в разряд спец. площадки утилизации отходов требующей особого исполнения. При этом Заказчик исключил из проекта подстилающий слой из песка 238тыс. м3 в картах площадью 1,66млн.м2, представив на закупку первой очереди обновлённые сметы, видимо аналогично и на вторую очередь. Считаю, что такое решение несовместимо со строительными нормами и здравым смыслом, т.б. что пульпа – коллоидный раствор кроме неочищенного сброса (т.к. мер эффективного осаждения растворённых частиц и хим. Элементов нет, расчёта осаждения (седиментации) нет, это нанесёт ущерб озеру, но и проникнет в грунтовые воды, что также безграмотно!
- Вместе с тем, для осуществления утилизации илов в проекте отмечена отдельная площадка, где приёмку илов в объёме 5млн.м3 должна осуществлять лицензированная организация и получить оплату за размещение 185млн. из бюджета объекта. На данный момент такая площадка должна иметь проект и заключение ГЭЭ фед. уровня, но наличия подтверждения документов нет.
- Нельзя не отметить, что изначальная смета объекта прошедшая стройэкспертизы на 1,33млрд.р., а после секвестра до 933млн.р. баланс земляных работ не стыкуется.
- В настоящем проекте нет аргументов наличия эколого- экономического эффекта в соответствии с Концепцией ФЦП, такие показатели не контролируются ни одной экспертизой, и в ФАВРе, а это беда.
- Из сложившейся ситуации видно, что МПР пропустило не честный проект. Прошу принять меры.
- В свете дефицита бюджетных средств не думаю, что такой проект заслуживает привилегий при наличии серьёзных недостатков для освоения.
- Касательно существующего проекта – данный объект не решает ни качество воды, ни проблему подтопления исторического центра Ростова. Данный проект – это подрыв экономики.
- Я стараюсь донести до Вас не просто критику недостатков, а большее - Реальные мероприятия в рамках концепции ФЦП. Для этого необходимо принять волевые решения о закрытии данного проекта и разработать новый полезный. Но проблема, в том, что при нынешних «инициаторах» это практически решить сложно. И не случайно опытные достойные проектные организации и производственники редко идут на подобные госзаказупки. В итоге получаем, то что допустили, но такого не должно быть в свете посланий Президента.
- Подробности здесь //doctor-yaro.ru/archives/category/news
- И ещё раз хочу подчеркнуть, что создание спец. Службы проф. Комиссаров по контролю сложных проектов позволит сохранить миллиарды от бездумных трат. В чём и готов быть полезным.
- Учёл ли проектировщик, коэффициент разрыхления при разработке грунта, т.е. увеличения объёма ила при размещении в картах.
- Как можно разместить во временных картах указанный объём, если и в разделе ПОС не уточнятся максимальная высота заполнения, либо возможность попутного наращивания дамб, иное (возможность многократного заполнения и очистки карт).
- В разделе ПОС отсутствует комментарий, как при предполагаемом заполнении карт на высоту 1,5м при их зачистке можно оставить слой 0,4м.
- Какой вывод.
- Проектировщик не учёл коэффициент разрыхления, т.е. настоящий объём размещения ила составить минимум 6млн. м3. В проекте для уточнения коэффициента разрыхления отсутствуют данные гранулометрического состава.
- Для размещения 6млн.м3 необходимо наращивание дамб до 5-6метров, что потребует колоссальных затрат не учтённых проектом. Возможность многократного заполнения и очистки карт не подтверждена проектом. В практике такие карты должны иметь исполнение постоянное и должен учитываться временной режим доведения грунта до транспортной влажности, что данным проектом не отмечено.
- Как вариант при многократном заполнении карт последнее заполнение слоем 0,4м не выгружается с карт. Однако, каким образом будет размещаться в картах общий объём около 6млн.м3 в течении срока исполнения объекта в пределах 3-х лет остаётся загадкой.
- Необходимы кардинальные меры, привлечение к ответственности.